ЦЕНТР ЕВМИНОВА
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ в последние годы вызывает обоснованную обеспокоенность. У школьников выявляется высокий уровень заболеваемости, наблюдается устойчивая тенденция увеличения заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пищеварения, эндокринной системы и др. Хронические заболевания и низкий уровень здоровья детей стали причиной, во многих случаях, трагедий на уроках физкультуры в различных регионах Украины. Официальная причина - острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Возникает вопрос – как предотвратить смерть детей на уроках физкультуры?

Путь первый – уменьшить физическую нагрузку на уроках физкультуры. Однако эти меры не решают проблему сохранения и укрепления здоровья детей. Суть в том, что постоянные и возраствающие физические нагрузки для детей-школьников крайне необходимы.

Путь второй - существующие методики медицинского обследования школьников позволяют выявлять у детей различные заболевания, но не дают представления об уровне их физического здоровья и адаптационном потенциале организма. Таким образом, дети с выраженными факторами риска заболеваний (гиподинамия, лишний вес, вредные привычки - курение, употребление алкоголя и др.) при медицинских осмотрах не обследуются на переносимость физических нагрузок, у них не определяются резервы функций сердечно-сосудистой системы (индекс Руфье, рекомендованный МОЗ Украины при медицинских осмотрах), не исследуются показатели жизнеспособности организма (жизненный индекс), показатели работы сердечно – сосудистой системы (индекс Робинсона) и др. показатели соматического здоровья. Поэтому при медицинских осмотрах детей целесообразно проводить экспресс- оценку их уровня здоровья, которая будет характеризовать функциональную надежность ребенка при физических и эмоциональных нагрузках. И только после этого определять группы здоровья и рекомендовать физическую нагрузку ребенку.

За последние годы в Украине разработаны, апробированы на более чем 20 тыс. школьников методики экспресс оценки уровня физического здоровья и нарушения осанки у детей, что позволило при обследовании выявлять детей с "опасным" (низким и ниже среднего) и "безопасным" (высоким, выше среднего, средним) уровнями здоровья.

На кафедре спортивной медицины и лечебной физкультуры Украинского национального медуниверситета (автор - доктор медицинских наук, профессор Шаповалова В.А.), на кафедре спортивной медицине и санологии Киевской медицинской академии последипломного образования им. П. Л. Шупика (автор - доктор медицинских наук профессор Апанасенко Г.Л.) разработаны методические рекомендации по оценке уровня физического (соматического) здоровья и индивидуальному оздоровлению школьников. Кроме того, коллективом авторов Каменец-Подольского государственного университета, Национального университета физического воспитания и спорта Украины, оздоровительно-вертебрального Центра Евминова г. Киева (Евминов В.В. и др. 2008) разработаны и эффективно используются в практической работе со школьниками методические материалы по диагностике и коррекции здоровья и нарушению осанки у детей дошкольного и школьного возраста, которые дают возможность провести количественную оценку уровня физического здоровья, выявить степень нарушений осанки и предоставить родителям, преподавателям физкультуры рекомендации по оздоровлению школьников. Тестирование уровня физического здоровья детей и подростков, их осанки проводятся с использованием антропометрических показателей, функциональных исследований сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оценки уровня развития основных двигательных качеств, выявления силы различных групп мышц и степени нарушения осанки. Заложенные в программах рекомендации по индивидуальной физической нагрузке предусматривают постепенное повышение физического здоровья до безопасного уровня, увеличение резервов здоровья, коррекцию выявленных нарушений осанки. Природа при рождении закладывает в организм каждого ребенка достаточно большие резервы здоровья и они сохраняются при правильном их использовании и своевременном пополнении. Но без тренировки эти резервы снижаются. Основным методом сохранения и улучшения здоровья является нормированная физическая культура, закаливание, достаточное питание, отказ от вредных привычек и др.

Путь третий – правильно поставленные занятия по физической культуре, соблюдение правил «вхождения» в тренировочный процесс.

Школьникам, организм которых находится в стадии формирования, крайне необходимы физические занятия для правильного развития ребенка. Занятия по физкультуре должны проводиться ежедневно по 35 -40 минут.

Задача учителя физкультуры – научить детей выполнять различные физические упражнения и постепенно наращивать нагрузки с учетом уровня подготовки ребенка, его здоровья и состояния. Преподаватель физкультуры должен каждому ребенку давать и домашние задания по физкультуре. И когда школьник в результате систематических физических занятий достигнет хороших результатов, только тогда можно привлекать его к сдаче норм, которые от него требуются в школе. Школьный учитель, как и спортивный тренер, должен научиться оценивать степень тренированности ребенка по физической культуре и знать его физическое состояние перед каждым занятием.

На начальных этапах физического обучения лучше всего организовывать занятия с детьми по игровым видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч, хоккей и др.) на миниспортплощадках, установленных в школах, во дворах по месту жительства, в парках, скверах. Спортигры на миниплощадках имеют огромнейшие преимущества перед стадионами и большими площадками. Они безопасны для занятий, т.к. физические нагрузки легко дозируются, кратковремены, а нагрузки постояно чередуются с отдыхом. Кроме этого, высокий эмоциональный подъем при играх на миниплощадках способствует лучшей переносимости физических нагрузок. Помимо этого, преподаватель, инструктор физкультуры могут легко контролировать физические нагрузки и управлять ими. Они могут ставить в игровые пары детей с одинаковым уровнем здоровья. Таким образом, занятия будут безопасны, а тренировочная эффективность их достаточно высокая.

В дальнейшем, учитывая степень подготовленности ребенка, можно уже переносить игры с миниплощадок на полноразмерные стадионы, спортивные площадки. Но это можно делать только после 3х-4х месяцев регулярных занятий детей на миниплощадках при достижении ими безопасного уровня здоровья, проверить который можно путем нагрузочных проб и по переносимости физических нагрузок на миниплощадках.

Домашние задания детям лучше всего выполнять также на миниплощадках, во дворах жилых домов, не подвергая себя большим перегрузкам и, в тоже время, поддерживая спортивную форму и совершенствуя свое мастерство.

При интенсивных физических занятиях необходимо придерживаться таких правил:

Нельзя включаться в большие нагрузки сразу без разминки. Разминка в течение 7-10 минут в виде легкого бега или разнообразных физических упражнений обязательна для того, чтобы исключить нежелательные реакции организма на нагрузку и травмы.

Тренируйтесь 12 минут при оптимальном пульсе не менее 4 раз в неделю. Такую формулу здоровья для сердца и сосудов вывел Николай Амосов. Как рассчитать свой оптимальный пульс? «180 минус ваш возраст». Получается цифра сокращений сердечной мышцы, достигнув которой вы тренируете сердечно-сосудистую систему. Если мы не добиваемся такого пульса, то эффект тренировки только поддерживает то состояние здоровья, которое мы имеем, но не наращивает его потенциал. Как определить оптимальный пульс при физических занятиях? Можно подсчитывать частоту пульса за 10-15 секунд при перерывах в тренировках, а затем умножить на 6 или 4 и определить частоту пульса за одну минуту. Но проще всего запомнить, что первыми показателями того, что вы вышли на уровень оптимального пульса являются: вам трудно дышать через нос и вы начинаете дышать ртом. Во-вторых, появляется испарина на лбу, носу, между лопатками. В-третьих, вам трудно разговаривать во время тренировки, вы задыхаетесь. Такие показатели нагрузки являются предельными. Снизьте несколько нагрузку и продолжайте заниматься. Но есть одна оговорка - сразу на оптимальный пульс не стоит выходить. Для начала нужно сделать разминку, а потом уже приступать к основной тренировке (не менее 12 минут), а затем постепенно снижать физическую нагрузку и расслабляться в течение10-15 минут. Амосов говорил, что при 30-40минутных тренировках 4 раза в неделю вы можете сохранить здоровье и прожить на 10-20 лет больше, чем обычный человек. Только твердо надо усвоить, что выходить на оптимальный пульс можно только после после 12 недельных вводных физических занятий (о чем мы говорили выше). При вводных занятиях пульс не должен превышать 130 уд. в мин.

Больше разнообразных движений тела - больше расход калорий. Если вы постоянно выполняете одни и те же упражнения, то мышцы быстро адаптируются и самым экономным образом расходуют энергию. Поэтому нужно задействовать как можно больше мышц и постоянно разнообразить ваши физические упражнения.

Если вы хотите похудеть – занимайтесь во второй половине дня, ближе к вечеру, не менее одного часа. Длительные тренировки во второй половине дня эффективно сжигают калории, которые накопились в вашем организме и отложились в виде запасов. За счет этого вы и худеете. Если вы хотите держать свое тело в тонусе, то лучше заниматься в первой половине дня, утром.

Никакой еды за 2 часа до тренировки. Если вы бегаете (или занимаетесь другими видами физических занятий) утром, то тренироваться нужно на голодный желудок. Кстати, утренняя зарядка не способствует усилению потребности в еде. Просто у нас срабатывает стереотип, что после тренировки утром нужно обязательно поесть. Лучше дать организму немного передохнуть, а затем спокойно принимать пищу. Если вы бегаете вечером, то последний прием пищи должен быть у вас не менее чем за 2 часа до тренировки. К тому же, этот прием пищи должен быть не обильным, легким (нежирные сорта мяса, рыба, курица, яйца, овощи и фрукты).